Выпуск 13: Хороша ли виртуальная реальность для вестибулярной реабилитации?

Выпуск 13: Хороша ли виртуальная реальность для вестибулярной реабилитации?
Le Perf, G., Thebault, G., Duflos, C., Herman, F., Cauquil-Gleizes, S., & Laffont, I. (2025). Can virtual reality replace conventional vestibular rehabilitation tools in multisensory balance exercises for vestibular disorders? A non-inferiority study. Journal of neuroengineering and rehabilitation, 22(1), 86. https://doi.org/10.1186/s12984-025-01623-x
Исследование выполнено как одноцентровое рандомизированное контролируемое некроссоверное испытание с однократной оценкой через три недели реабилитации и трёхмесячным наблюдением. Цель работы — проверить гипотезу о неинфериорности программы вестибулярной реабилитации, основанной на использовании виртуальной реальности (VR), по сравнению с традиционной программой, включающей оптокинетический стимулятор и систему окружения, управляемую движением пациента.
В исследование было включено 76 участников с диагностированными вестибулярными расстройствами, случайным образом распределённых в экспериментальную (VR) и контрольную группы. Обе программы являлись комплексными мультидисциплинарными и включали упражнения для тренировки баланса в условиях ненадёжных или конфликтующих визуальных сигналов. Основным исходом исследования служила величина индекса устойчивости, измеренная при закрытых глазах на нестабильной платформе (условие E) с помощью системы компьютеризованной динамической постурографии Balance Quest. Дополнительные вторичные исходы включали другие параметры постурографии, индекс постуральной нестабильности (PII), а также самооценку пациентов по шкале ограничений вследствие головокружения (DHI). Переносимость процедур оценивалась по опроснику Simulator Sickness Questionnaire (SSQ).
Результаты показали, что обе программы способствовали значимому улучшению постурального контроля и снижению воспринимаемой степени инвалидности. Однако гипотеза о неинфериорности VR-программы не была подтверждена: разница между группами составила -13.36 (95% доверительный интервал от -29.84 до 3.11), нижняя граница которого вышла за установленную маржинальную разницу (-2.01). Аналогичная тенденция наблюдалась и по вторичным исходам, включая показатель DHI и PII. Уровень переносимости процедур в обеих группах оказался удовлетворительным, о чём свидетельствуют низкие значения SSQ.
Таким образом, применение технологий виртуальной реальности в рамках данного исследования не продемонстрировало эквивалентности традиционным методам в отношении улучшения постурального контроля у пациентов с вестибулярными расстройствами. Авторы рекомендуют рассматривать VR как вспомогательный инструмент, дополняющий, но не заменяющий классические средства вестибулярной реабилитации. Для повышения клинической эффективности VR необходимо дальнейшее совершенствование методов вовлечения пациентов в виртуальную среду, а также проведение исследований на более гомогенных группах пациентов.
ГК РФ Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.
Текст и иллюстрация подготовлены с использованием ИИ. Не обязательно означает согласие специалистов Исследовательского центра МЕРА с позицией и выводами авторов обсуждаемой публикации. Иллюстрация к материалу не является реалистичным изображением диагностического или лечебного процесса. Представленная информация не предназначена для самолечения.